Форум РКИ – 2020
III МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
10 - 11 декабря
09.00 – 17.00 (Москва)
Онлайн-трансляция
Онлайн-трансляция
Учебный Центр
Русского Языка МГУ

Международная ассоциация преподавателей русского языка как иностранного (МАПРИ)
ОРГАНИЗАТОРЫ
Российский Государственный
Гуманитарный Университет (РГГУ)

Консолидация и открытый диалог международного сообщества преподавателей РКИ, анализ и обсуждение значимых событий года: открытия, инновации, проекты
МИССИЯ ФОРУМА
Поскольку очное присутствие участников Форума строго ограничено только спикерами, приглашаем Вас принять участие в работе Международного Культурно-Образовательного Форума РКИ-2020 в онлайн-формате.
Аннушкин Владимир Иванович
Крючкова Людмила Сергеевна
Дронов Владимир Васильевич
Д-р филол.наук, профессор каф. русской словесности и межкультурной коммуникации Гос.ИРЯ им.А.С.Пушкина.
Канд. филол. наук, доцент, преподаватель РКИ, соавтор учебного пособия «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» и др.
Доц. факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, преподаватель каф. Межкультурной коммуникации ( РКИ) РУДН, автор пособий для детей соотечественников.
Гурьева Наталья Юрьевна
Мавриду Наталья Ивановна
Канд. филол. Наук, доц. кафедры русского языка РГГУ, преподаватель РКИ.
Директор Центра русского языка и культуры «Жар-Птица" 50-ой муниципальной начальной школы г. Афины, преподаватель РКИ,
автор учебно-методического комплекса РКИ для детей "Жар-Птица" (г.Афины, Греция)
Спикеры
Шляхов Владимир Иванович
Румянцева Наталья Михайловна
Новикова Ирина Владимировна
Д-р пед. наук, профессор факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, преподаватель каф. Межкультурной коммуникации (РКИ) РУДН, автор монографий.
Д-р пед. наук, профессор РУДН, преподаватель РКИ, автор электронного учебника «Russian with you», пособий по тестированию РКИ, в том числе «Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному» и др.
Преподаватель РКИ в Университете восточных языков «Л'Ориентале» ( г. Неаполь, Италия)
Норейко Лариса Николаевна
Николенко Елена Юрьевна
Канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова.
Канд. пед. наук, доц. кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова (г. Москва, Россия)
Программа форума
Четверг, 10 Декабря, 1 день Форума
РУССКИЙ ЯЗЫК: ВЫЗОВЫ XXI ВЕКА
09:00 – 10:00
09:00 – 10:00
Регистрация участников форума
10:00 – 10:10
10:00 – 10:10
Торжественное открытие ФОРУМА
Приветствия участникам форума
10:10 – 10:20
10:10 – 10:20
Приветственное слово организаторов ФОРУМА:

Паутова Марианна Владимировна
Канд. полит. наук, доц., руководитель Учебного центра русского языка Московского государственного университета (Москва, Россия)
10:20 – 10:40
10:20 – 10:40
Коллеги РГГУ

Павленко Ольга Вячеславовна
первый проректор – проректор по научной работе, заместитель директора Историко-архивного института РГГУ по международной деятельности, заведующая кафедрой зарубежного регионоведения и внешней политики ФМОиЗР ИАИ РГГУ, профессор (Москва, Россия)
10:40 – 11:00
10:40 – 11:00
Представитель Россотрудничества
11:00 – 11:15
11:00 – 11:15
Аннушкин Владимир Иванович
д-р филол. наук, профессор каф. русской словесности и межкультурной коммуникации Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, член Союза писателей РФ, действительный член ПАНИ (Москва, Россия)
Современная методика преподавания РКИ: Что может быть нового на фоне достигнутого?
11:15 – 11:25
11:15 – 11:25
Ковалёва Елена Гаврииловна
доц. ММВШ бизнеса МИРБИС, старший преподаватель-методист РКИ Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)
Проблемы сохранения позиций русского языка в мировом образовательном пространстве: позитивные и негативные тенденции
11:25 – 11:40
11:25 – 11:40
Поначевная Анастасия Александровна
преподаватель-методист РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционных курсов по общей методике РКИ, соразработчик спецкурса «...И мы сохраним тебя,русская речь...» (Москва, Россия)
Особенности дистанционных курсов РКИ
11:40 – 11:55
11:40 – 11:55
КОФЕ- БРЕЙК (15 МИНУТ)
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ МЕТОДИКИ РКИ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ
Электронная образовательная среда в системе РКИ
11:55 – 12:10
11:55 – 12:10
Шляхов Владимир Иванович
д-р пед. наук, профессор каф. русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, автор монографий, в том числе «Сценарии русского речевого взаимодействия», «Текст в коммуникативном пространстве», «Словарь русского сленга и разговорных выражений» и др. (Москва, Россия)
Лингвистика глубинных структур языка и методика РКИ
12:10 – 12:25
12:10 – 12:25
Дронов Владимир Васильевич
доц. каф. русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, автор учебно- методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых, соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании» и др. (Москва, Россия)
Актуальные проблемы методики сохранения русского языка среди детей соотечественников за рубежом
12:25 – 12:40
12:25 – 12:40
Кузьменкова Валентина Алексеевна
канд. филол. наук, доц. каф. русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных курсов: «Русский язык», «Деловое общение», «Русский язык в деловом общении», автор учебных пособий: «Читаем и говорим по-русски», Грамматика и прагматика текста», «Язык специальности: неорганическая химия: учебное пособие по РКИ» и др. (Москва, Россия)
Функции диминутива в реальном речевом общении
12:40 – 12:55
12:40 – 12:55
Крючкова Людмила Сергеевна
канд. филол. наук, доцент кафедры русского языка как иностранного в профессиональном обучении Московского педагогического государственного университета, преподаватель РКИ, автор учебных пособий«Словообразование: форма, семантика, методика обучения», «Падежная и падежно-предложная система русского языка», «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» (соавт.) и др. (Москва, Россия)
Центр и периферия как один из методов описания функционально-грамматических категорий в практике преподавания русского языка как иностранного
12:55 – 13:10
12:55 – 13:10
Гурьева Наталья Юрьевна
канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка РГГУ, преподаватель РКИ (Москва, Россия)
Семантика и прагматика девербативных словосочетаний в русском деловом письме
13:10 – 13:25
13:10 – 13:25
Румянцева Наталья Михайловна
д-р пед. наук, профессор РУДН, преподаватель РКИ, автор электронного учебника «Russian with you», пособий по тестированию РКИ, в том числе «Тренировочные тесты по русскому языку как иностранному» и др. (Москва, Россия)
Подготовка иностранных слушателей к Субтесту «Письмо»
(1 Сертиф. уровень, В1)
13:25 – 13:40
13:25 – 13:40
Норейко Лариса Николаевна
канд. филол. наук, доц. кафедры русского языка для иностранных учащихся гуманитарных факультетов МГУ им. М.В. Ломоносова, автор пособий «Русский язык для экономистов», «Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень (в соавт.), «Очно-дистанционное учебное пособие для учащихся экономического профиля» и др. (Москва, Россия)
О роли национальной образовательной модели в формировании системы обучения РКИ носителей иноязычной культуры
13:40 – 13:55
13:40 – 13:55
Карпенко Илья Евгеньевич
канд. филол. наук, руководитель проектов Учебного центра русского языка МГУ, преподаватель РКИ, ведущий блога «ОК, МГУгл!» на Яндекс-Дзен (Москва, Россия)

Проблема системности в области преподавания русского как иностранного (на примере Болгарии)
13:55 – 14:10
13:55 – 14:10
Антошкина Ольга Борисовна
преподаватель РКИ Учебного центра русского языка МГУ, автор учебного пособия «Россия - моя любовь» (Москва, Россия)
Презентация учебника «Россия - моя любовь» (Часть 1, эл.уровень)
14:10 – 15:00
14:10 – 15:00
ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД
15:00 – 15:15
15:00 – 15:15
Трубина Ольга Борисовна
канд. филол. наук, доц. межуниверситетской кафедры «Русский язык» РГГУ, преподаватель РКИ (Москва, Россия)
О переводческой рецепции стихотворения В. Маяковского «Послушайте!» на занятиях РКИ
15:15 – 15:30
15:15 – 15:30
Мозелова Ирина Владимировна
Преподаватель РКИ в международной школе иностранных языков Denis' School, автор учебников серии «Русский сувенир» и «Новый сувенир», «Новый сувенир 3», «Сюрприз». Создатель и автор обучающего сайта www.russian-blog.com (Москва, Россия)
Разработка и методическое обоснование коммуникативносознательно-музыколингвального метода обучения русскому языку как иностранному
15:30 – 15:45
15:30 – 15:45
Балтак Олеся Николаевна
преподаватель РКИ и TEFL (Верона, Италия)
"Адаптированное чтение в XXI веке"
15:45 – 16:00
15:45 – 16:00
Котане Людмила Викторовна
Dip Mgmt, преподаватель РКИ, автор коммуникативных курсов и линейки учебников по деловому русскому языку "Russian For Business" (A2, B1, B2), руководитель международной языковой школы Business Russian IC [Intensive Courses] (Рига, Латвия)
Моделирование коммуникативного курса по деловому русскому языку на примере видеокурса "BUSINESS RUSSIAN COMMUNICATION", СПбГУ
16:00 – 16:15
16:00 – 16:15
Чубарова Ольга Эдуардовна
канд. пед. наук, доц. кафедры РКИ Московского государственного лингвистического университета, преподаватель РКИ, автор учебных пособий, в том числе пособия по чтению «Шкатулка» и др. (Москва, Россия)
Рассказы современных писателей глазами иностранных студентов
16:15 – 17:15
16:15 – 17:15
Веселовская Татьяна Сергеевна
канд. филол. наук, научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Гос. ИРЯ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)
Мастер-класс «Мастерская цифрового педагога: создаем учебный контент по РКИ»
Пятница, 11 Декабря, 2 день Форума
РКИ В МИРЕ:
ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
10:00 – 10:10
10:00 – 10:10
Денисенко Елена Николаевна
канд. пед. наук, доцент кафедры русского и других славянских языков ДА МИД РФ, научный редактор издательства "Русский язык". Курсы (Москва, Россия)
Обзор новинок пособий и учебников РКИ
10:15 – 10:30
10:15 – 10:30
Готта Ольга Михайловна
канд. филол. наук, преподаватель РКИ, инспектор Федеральной программы СТАРТОК. Национальный центр иностранных языков (США)
Использование проектного обучения как один из принципов эффективного преподавания (на опыте работы в программе СТАРТОК в США)
10:30 – 10:45
10:30 – 10:45
Мэй Линь
д-р филол. наук, профессор Сианьского университета иностранных языков (Сиань, Китай)
Актуальные вопросы преподавания РКИ в современном Китае
10:45 – 11:00
10:45 – 11:00
Жилина Ольга Александровна
канд. филол. наук, доцент, профессор-эксперт Университета Таммасат (Бангкок, Таиланд)
РКИ в социокультурном пространстве Таиланда
11:00 – 11:15
11:00 – 11:15
Макаренко Ольга
основатель и директор Russian Language Centre, лингвист-преподаватель
иностранных языков: английского, немецкого и русского (Манчестер, Великобритания)
РКИ в Великобритании - зачем англичанам русский?
11:15 – 11:30
11:15 – 11:30
Новикова Ирина Владимировна
преподаватель РКИ в Университете восточных языков «Л'Ориентале» (Неаполь, Италия)
Особенности преподавания РКИ в больших одноязычных группах на примере неаполитанского университета восточных языков «Л'ОРИЕНТАЛЕ»
11:30 – 11:45
11:30 – 11:45
Митрович Смиляна Лазаревна
канд. психол. наук, преподаватель РКИ Института философии, психологии и междисциплинарных наук (отдел психолингвистики), интерактивный психоаналитик (Новый Сад, Сербия)
Тенденции развития и процессы преподавания методики РКИ в Сербии
11:45 – 12:05
11:45 – 12:05
КОФЕ- БРЕЙК (20 МИНУТ)
12:05 – 12:20
12:05 – 12:20
Кучинска Свитлана Викторовна
преподаватель РКИ Учебного центра Многоязычия при муниципалитете (Упсала, Швеция)
Преподавание русского языка как иностранного взрослым и как родного языка детям-билингвам в Швеции
12:20 – 12:35
12:20 – 12:35
Мавриду Наталья Ивановна
директор Центра русского языка и культуры «Жар-Птица» 50-ой муниципальной начальной школы г. Афины, преподаватель РКИ, автор учебно-методического комплекса РКИ для детей «Жар-Птица» (Афины, Греция)
Методика работы с детьми-инофонами на начальном этапе освоения русского языка как иностранного на примере учебно-методического комплекса «Жар-Птица»
АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РКИ
12:35 – 12:50
12:35 – 12:50
Николенко Елена Юрьевна / Николенко Галина Владимировна

канд. пед. наук, доц. кафедры русского языка для иностранных учащихся филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, автор пособий «Русский язык для начинающих», «Золотое кольцо. Русский язык для иностранцев» (в соавт.), Интерактивный компьютерный курс «Веселые падежи» и др. (Москва, Россия)

старший преподаватель кафедры стилистики факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, автор учебных курсов «Лингвострановедение», «Лингвокультурология», «Обучение письменной речи» и др. (Москва, Россия)
Онлайн обучение: за и против
12:50 – 13:05
12:50 – 13:05
Поначевная Анастасия Александровна / Кичина Екатерина Михайловна
преподаватель-методист РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционных курсов по общей методике РКИ, соразработчик спецкурса «...И мы сохраним тебя,русская речь...» (Москва, Россия)

преподаватель РКИ МГУ им. М. В, Ломоносова, преподаватель Учебного центра русского языка МГУ (Москва, Россия)

Проблемы и задачи дистанционного и офлайн обучения методике преподавания билингвам
13:05 – 14:10
13:05 – 14:10
Ермолаева Жаннетта Евгеньевна
главный редактор интернет-журнала EduNeo.ru, автор книг для учеников с трудностями обучения (Москва, Россия)

Мастер-класс «Как сделать настольную игру для изучающих РКИ?»
14:10 – 15:10
14:10 – 15:10
ПЕРЕРЫВ НА ОБЕД
15:10 – 16:15
15:10 – 16:15
Лебедева Мария Юрьевна
канд. филол. наук, доц., ведущий научный сотрудник лаборатории когнитивных и лингвистических исследований Гос.ИРЯ им. А.С. Пушкина (Москва, Россия)
Мастер-класс «Корпусная лингводидактика: лингвистические инновации в практике преподавателя РКИ»
16:15 – 17:30
16:15 – 17:30
Круглый стол «Специфика преподавания РКИ детям»
Ведущая и инициатор дискуссий:
Поначевная Анастасия Александровна - преподаватель-методист РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционных курсов по общей методике РКИ и РКИ детям, соразработчик спецкурса « …И мы сохраним тебя, русская речь…» (Москва, Россия)

Участники дискуссии:
Дронов Владимир Васильевич - доц. каф. русского языка и межкультурной коммуникации факультета гуманитарных и социальных наук РУДН, автор учебно- методического комплекса «Русский язык и чтение для зарубежных школ» 1-4 кл., автор учебников и учебных пособий по РКИ и для детей соотечественников за рубежом, автор учебных ассоциативных словарей для детей и взрослых , соавтор Словаря- учебника «Мир зверей и птиц в русском языковом сознании», автор спецкурса «… И мы сохраним тебя, русская речь…» и др. (Москва, Россия)
Картушина Елена Александровна - канд. филол. наук, доц., преп. РКИ Учебного центра русского языка МГУ, соавтор дистанционного курса обучения детей – билингвов и инофонов русскому языку (Москва, Россия)
Темы для дискуссий:
- Что нужно детям? Профессиональные компетенции преподавателя русского языка при работе с детьми-билингвами и одноязычными детьми-инофонами
- Проблемы методики сохранения русского языка среди детей соотечественников за рубежом. Формирование образов языкового сознания в процессе изучения русского языка
- Некоторые данные нейролингвистики в применении к раннему обучению РКИ и становлению двуязычия
17:30 – 17:45
17:30 – 17:45
Завершение Форума, вручение сертификатов
17:45 – 18:00
17:45 – 18:00
Благодарность всем участникам, подведение итогов
Информационная справка
ГЕОГРАФИЯ СПИКЕРОВ: Россия, Великобритания, Греция, Италия, Китай, Латвия, Сербия, США, Таиланд

Вузы России: МГУ, ГИРЯП им.А.С.Пушкина, РУДН, РГГУ, Академия МЧС
Made on
Tilda